Определения многих вопросов местного значения поселений и муниципального района имеют тождественное или очень близкое значение. Можно ли разграничить решение вопросов местного значения в указанных случаях между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, законом субъекта РФ или уставом муниципального образования?
Определения многих вопросов местного значения поселений и муниципального района имеют тождественное или очень близкое значение. Можно ли разграничить решение вопросов местного значения в указанных случаях между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, законом субъекта РФ или уставом муниципального образования?
Если разграничить нельзя, то для органов какого муниципального образования решение подобных вопросов местного значения является обязательным, а для какого необязательным?

Ответ. Действительно, определения ряда вопросов местного значения городских и сельских поселений и муниципальных районов полностью тождественны или в значительной части совпадают.
Разграничивать вопросы местного значения в таких случаях какими-либо нормативными актами не требуется, поскольку разграничение предметов ведения между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями уже осуществлено Федеральным законом. Совпадение определений или даже их тождественность означает, что данные вопросы местного значения должны решаться как органами местного самоуправления муниципального района, так и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений.
При этом вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из уровня спроса населения на общественные услуги по таким вопросам местного значения, а также финансовых и экономических возможностей.
Например, по вопросу местного значения, определенному в пункте 14 части 1 статьи 14 и пункте 26 части 1 статьи 15, "обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий" для органов местного самоуправления сельских поселений актуально:
- создание условий для занятий жителей физической культурой и спортом по месту жительства (строительство и содержание спортивных сооружений и площадок),
- участие местных спортсменов в спортивных соревнованиях районного и регионального значения,
- развитие детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях (статья 16 Федерального закона от 29 апреля 1999 года №80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
С этой целью органы местного самоуправления поселений могут проводить первенства муниципального образования, спортивные праздники и соревнования, приуроченные к знаменательным датам, межмуниципальные соревнования, первенства и встречи спортивных коллективов.
Органы местного самоуправления сельских поселений при решении данного вопроса местного значения должны взаимодействовать с органами местного самоуправления муниципального района:
- участвовать в организации и проведении спортивных мероприятий районного значения (пункт 26 части 1 статьи 15),
- принимать участие в региональных программах по развитию физкультуры и спорта,
- обеспечивать участие жителей поселений в региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях (пункт 30 части 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Вместе с тем органы местного самоуправления муниципального района могут направлять на цели развития физической культуры и спорта более значительные средства, чем сельские поселения с тем, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей всех жителей муниципального района, а также обеспечить удовлетворение отдельных потребностей на качественно более высоком уровне.
На общественные услуги по некоторым другим вопросам местного значения в отдельных муниципальных образованиях спрос может отсутствовать полностью. Например, в некоторых поселениях, в которых нет водных акваторий водоемов общего пользования, не существует спрос на такую общественную услугу как обеспечение безопасности людей на водных объектах, охрану их жизни и здоровья.
Если на территории района только на территории одного поселения имеются акватории водоемов общего пользования, при пользовании которой может возникнуть угроза безопасности людей на водных объектах, очевидно можно считать, что в масштабе территории района, спрос на такую услугу не велик и может удовлетворяться органами местного самоуправления поселения.
Если же такие акватории велики и угрозы безопасности людей на водных объектах значительны, то органы местного самоуправления муниципального района могут создавать специализированные формирования по спасению людей на водных объектах, а также осуществлять координацию деятельности таких формирований, созданных органами местного самоуправления поселений.
Обязательность вопросов местного значения следует из конституционной природы их правого содержания - обязанности обеспечения конституционных прав и свобод граждан, таких как создание условий для осуществления права граждан на:
- жилище, бесплатное предоставление жилья нуждающимся в жилище малоимущим гражданам,
- бесплатное предоставление медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения,
- бесплатное предоставление дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях,
- бесплатное предоставление высшего образования в муниципальных образовательных учреждениях,
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью,
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,
- установление местных налогов и сборов,
- осуществление охраны общественного порядка,
- создание условий для проведения досуга и отдыха, занятий физической культурой и спортом, участия населения в культурной жизни, доступности для населения культурных ценностей, исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры,
- на благоприятную окружающую среду.
Перечисленные права следуют из статей 37, 40, 41, 42, 44, 130, 132, Конституции Российской Федерации, а также из положений отраслевых федеральных законов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления решают вопросы местного значения самостоятельно. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения регулируются также отраслевыми федеральными законами.
В федеральных законах могут быть установлены предписания, определяющие обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
doc
Скачать текст
DOC, 22.0 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International