Какова роль граждан в изменении границ или преобразо­вании муниципального образования?

Вопрос: Какова роль граждан в изменении границ или преобразо­вании муниципального образования?


Ответ: Изменение границ муниципальных образований вопрос сложный и, зачастую, прямо затрагивающий интересы населения. Один из наибо­лее распространенных примеров (когда возникает вопрос об изменении границ муниципальных образований) если рядом с крупным поселением соседству­ет небольшой населенный пункт, относящийся к другому поселению, в таких случаях очень часто жители этого населенного пункта работают на предприятиях и в организациях более крупного поселения, пользу­ются его транспортом, поликлиниками и больницами, их дети ходят в школы этого муниципального образования и т.д. То есть жители участвуют в непо­средственной жизнедеятельности соседнего муниципального образования. Поэтому включение такого населенного пункта в состав более крупного в ряде случаев может быть целесообразным и желательным со стороны его жителей.

Другим явлением, также достаточно распространенным, которое может быть причиной изменения границ или преобразования муниципальных образований, - является значительное сокращение численности населения муниципального образования (преобразованием является объединение и разделение двух или более муниципальных образований (поселений или районов), а также из­менение статуса города с городского поселения на городской округ и наоборот). Вместе с тем стабильность границ муниципальных образова­ний является одним из принципов местного самоуправления, поэтому Федеральным законом установлено, что сокращение численности менее чем на 50% не может быть основанием для изменения границ муниципального образования со стороны органов местного самоуправления или государст­венной власти. Более того, законом не предусмотрена ликвидация му­ниципального образования, а только его преобразование путем разделе­ния или включение в состав другого муниципального образования.

Непосредственное участие населения в вопросе изменения гра­ниц или преобразования муниципального образования происходит путем голосова­ния. Характерной особенностью голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципальных образований является то, что в данном случае не существует запрета на агитацию со стороны органов государ­ственной власти и местного самоуправления или отдельных должност­ных лиц.

Инициаторами изменений границ или преобразования муниципального образования может выступать как само население, так и органы местного са­моуправления или органы государственной власти.

По Федеральному закону не каждый случай изменения границ или преобразования муниципального образования требует непосредственного согла­сия его жителей, В ряде случаев мнение жителей учитывается путем голосования депутатов представительного органа местного самоуправ­ления. Например, если изменения границ не затрагивают населенные участки муниципальных образований.

В случаях, когда необходимо непосредственное волеизъявление жителей, организуется голосование. Непосредственно выраженное со­гласие населения обязательно требуется в тех случаях, когда речь идет, прежде всего, об изменении границ или преобразовании поселений:

- при включении территорий поселений в состав других районов или населенных пунктов в состав других поселений;

- при изменении статуса городского поселения - его повышения до уровня городского округа, или, наоборот, понижения статуса город­ского округа до уровня городского поселения.

При любом изменении статуса городского поселения (а также, если поселение включается в состав муниципального района) требуется и согласие населения муниципального района.

Порядок назначения и проведения голосования аналогичен по­рядку назначения и проведения местного референдума. Это значит, что если инициатором является население, то инициативная группа должна собрать не менее 5% подписей за проведение голосования по измене­нию границ или преобразованию.

Голосование считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины избирателей муниципального образования. Успешным оно призна­ется, если за указанные изменения высказались более половины прого­лосовавших. Итоги голосования подлежат опубликованию.

Последнее слово остается за региональными властями, так как изменение границ или преобразование муниципального образования окончательно оформляются законом субъекта Федерации.

doc
Скачать текст
DOC, 18.0 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International